КАК ПОПАЛ В ФИЛЬМ «ВЫСОЦКИЙ»
«Предложение мне сделали Максимов и Эрнст. Вообще, это была идея Константина Львовича Эрнста. Однажды он признался: «Вот мне показалось, как-то на месте будет там Максим». А по жизни импресарио Высоцкого был действительно Павел Леонидович Леонидов, его двоюродный дядя. Еще до монтажа, когда мне показали уже отснятый кусочек и я увидел, насколько здорово выглядит там Высоцкий, понял, что это та авантюра, в которой я совсем не зря принимаю участие».
ОБ АЖИОТАЖЕ ВОКРУГ ФИЛЬМА
«Идея воплощения образа Высоцкого с помощью невероятных технологий, гримеров и современных компьютеров – это ноу-хау в нашей культуре. Мне показалось, что это едва ли не единственный российский фильм из тех, что я видел за последнее время, рассчитанный на широкого зрителя и при этом не являющийся фигней. Как правило, у нас кино либо авторское – Звягинцев, Сокуров, Герман и так далее, либо сами знаете какое. «Высоцкий» – кино для всех и при этом хорошее кино».
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ ГЛАВНОЙ РОЛИ В ФИЛЬМЕ
«Вы знаете, артист этот очень хороший и, скажем так, подражательство является его коньком. Он умеет это делать. Он «обезьяна» такая, по сути, в хорошем смысле. А походка, манера говорить плюс невероятный грим делали сходство настолько невообразимым, что иногда мне хотелось назвать его Владимиром Семенычем. Приезжая на площадку, он перевоплощался в Высоцкого, и, пока его не разгримировывали, это и был Высоцкий. Он ходил, как тот, курил Маrlboro одну за одной, хотя в жизни не курит. Настоящий артист, в нем актерская природа заложена».
ПОЧЕМУ СЧИТАЕТ, ЧТО ВЫСОЦКИЙ БЫЛ НЕДООЦЕНЕН
«Во-первых, он был недооценен при жизни. Это уже большой восклицательный знак в моем утверждении. А после смерти… Знаете, после драки махать кулаками все мы горазды. Во-вторых, его нет в школьной программе до сих пор. Ни в школьной, ни в университетской, по-моему, его нет, а это огромная ошибка. Как человек, имеющий дело со словом, я берусь утверждать, что после Пушкина никто так не обращался с русским языком, никто не умел так строить рифму, никто не умел так строить стих, как Высоцкий. И я бы ввел высоцковедение – по крайней мере, для литературных работников».
БЫЛ ЛИ В СОЮЗЕ ШОУ-БИЗНЕС В 60-70-Е ГОДЫ
«В уродливом виде существовал, конечно. Хотя он и сейчас существует в уродливом виде. Конечно, тогда многое было нельзя, раньше главное было связи и политическая благонадежность, сейчас – деньги, ну и связи по-прежнему».
БЫЛИ ЛИ НАСТОЯЩИЕ ИМПРЕСАРИО В ТЕ ВРЕМЕНА
«Их было несколько на самом деле. Легендарные люди, ходившие по лезвию бритвы. Профессия была опасная, многие из них садились, некоторые с конфискацией имущества, потому что зарабатывать деньги было, естественно, нельзя. Всё – полулегально. Высоцкий выезжал на неделю, по пять концертов в день. По ведомости проходил один концерт, остальные корешки билетов сжигались, деньги делились. И эта система касалась не только Высоцкого, а всех артистов, на которых люди шли. Мне не довелось работать в 70-х годах, но в 80-х, когда мы играли, корешки уже не жгли. В перестройку стало посвободнее, но слухи об этих легендарных личностях ходили».
О ДОХОДАХ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА
«К примеру, оба своих альбома мы записали за собственные деньги и подарили их стране, не заработав на этом почти ничего. Ну, точнее, семьдесят рублей, кажется. Конечно, при этом мы потратили деньги на запись. Все ушло даже не знаю куда – в Министерство культуры или куда это уходило все? В какие-то закрома родины. И при этом, когда мы выпускали первую пластинку, были большие трудности. Нас пропускали через худсовет, и если бы не Давид Тухманов, который, зная, что заваливать будут, встал первый после прослушивания и сказал, что ему это нравится, неизвестно, чем бы дело кончилось. Давид Тухманов тогда был влиятельный, облеченный властью в сфере культуры. И нам разрешили выпустить пластинку за наши деньги, сделав 5–6 идиотских поправок к текстам. Например, они придрались к «Алиса совсем как дитя». Но предложили при этом еще более чудовищный вариант – «Алиса, она же дитя». То есть это уже явно статья: выходило, что мы поем про то, как нам хочется остаться вдвоем с маленькой девочкой. Ну мы кивали, естественно, переписывали. Все это давали им послушать, а потом старый вариант на свой страх и риск выпустили».
БЫЛИ ЛИ У НИХ ЛЕВЫЕ КОНЦЕРТЫ
«А мы об этом не знаем. У нас был Сергей Натанович Александров, и все риски он брал на себя. Мы получали не за концерты гонорары, а ежемесячную зарплату. Договорились о некой сумме, которую будем регулярно получать – и все. Надо сказать, она была очень значительной. Но подозреваю, что не во вред Сергею Натановичу».
ЧЕМУ ПРИХОДИТСЯ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ
«Пошлости. Пошлости восприятия, пошлости в массовой культуре, в народе. К сожалению, в основном у нас народ кушает турнепс и слаще турнепса ничего пробовать не хочет. Поговорка «пипл схавает» по-прежнему актуальна, и никакого прогресса я здесь не вижу. Это наследие дремучей и обезглавленной России, следствие расстрелянной или уехавшей интеллигенции – оно все с нами. И вместо того чтобы исправлять ситуацию, мы ее усугубляем, продолжая кормить народ турнепсом. Вот в чем самая главная беда».
О КОМПРОМИССАХ
«В юности приходилось идти на какие-то компромиссы, но я быстро понял, что это не для меня. Иногда хочется пойти на компромисс, но я же себя потом съем! Пробовал несколько раз. Скажем, однажды мне предложили вести программу «Шире круг», это была советская поп-программа с Софией Ротару и прочими персонажами (кстати, ничего не имею против Софии Ротару, просто как знак времени). Я согласился, поскольку это было Центральное телевидение, но очень скоро понял, что не могу – из-за чуши, которую мне надо было говорить. Я провел одну программу, вторую, а на третьих съемках сказал: «Всё, ребята, я готов писать этот текст сам, но вот это я произносить не буду». И все закончилось. Я был отстранен от ведения. Я, может, и хотел бы пойти на компромисс, но совесть не позволяет мне. И за это я совести благодарен: на себя спокойно в зеркало смотрю, понимая, что ничего нехорошего не сделал».
СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ЧУЖИМ
«Да, очень для многих. Чужой для рок-фестивалей – меня нет ни на одном. Для поп-шабашников – меня не бывает ни на одном кремлевском шабаше. И там, и там я буду смотреться, как с другой грядки. У нас, к сожалению, так устроено, что люди делятся на группировки. В Америке, к примеру, такого нет. Там есть, безусловно, некое деление, но артисты – они все артисты. Мы можем видеть на одной сцене и Боба Дилана, и поп-исполнителей, абсолютно с другой стороны – Майкла Джексона, например». Хотя я бы с удовольствием выступил на рок-фестивале. Редкие опыты, когда мне это удается, заканчиваются успехом. Но люди, которые за это отвечают, у них в голове такой странный порядок: мол, нельзя поставить вместе Максима Леонидова и «Алису». Это они так считают. А я считаю – можно».
О ХОРОШИХ ПЕСНЯХ
«Мало хороших песен, к сожалению. Жизнь такая, наверное. Все-таки нам окружающая среда диктует наше поведение. В данном случае бытие определяет сознание. Какая жизнь – такие и песни. А жизнь попсовая стала. Ценности пропадают, вера пропадает у людей. Если раньше люди верили в то, что они на что-то влияют, то события последних лет показывают, что они опять не влияют ни на что. Опять превратились в стадо. Ну и соответственно стаду – стадные признаки».
О ВОЗВРАЩЕНИИ В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
«Нет, туда дороги нет. Такие тоталитарные режимы возможны при отсутствии информации. Когда люди не знают и не понимают, им можно задурить голову. А с учетом интернета они имеют возможность знать, как живет весь остальной мир, и до такой степени себя дурачить не дадут. Да, они смирятся, что у них нет выбора на выборах, но с тем, что их перестанут выпускать за границу или исчезнет еда из магазинов – с этим народ не смирится».
ЧТО ДЕЛАТЬ
«Это путь эволюционный. Взмахом волшебной палочки раба из человека не выжмешь. Но, мне кажется, власти все сделали для того, чтобы у человека выбора не осталось. Вся оппозиция, которая когда-то была и что-то из себя представляла, она так или иначе подавлена. Это и есть причина того, что нам не из кого выбирать. Мне бы хотелось, чтобы у «Единой России», по крайней мере, была настоящая и сильная оппозиция. Пусть пока «Единая Россия» будет у власти, потому что я не знаю, как себя поведет кто-нибудь другой, не потопит ли он опять Россию в крови. Готова ли наша страна к демократии – это для меня большой вопрос. Судя по вкусам публики, могут выбрать черт знает кого. Но оппозиция должна быть, кто-то должен власть тормошить, теребить».
О ШЕВЧУКЕ
«Это его позиция. Я бы так делать не стал, потому что я другой человек и считаю, что есть другие способы воздействия. Может, не такие эффективные и не столь видные. Но если написать хорошую песню, люди ее услышат. А выходить на площадь с флагом и революционными лозунгами – это не в моем характере».
СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ БУНТАРЕМ
«В этом смысле нет. Я не «площадной» лидер, не готов вести за собой толпы. Мне кажется, что на это нужно иметь право и что-то такое про себя знать. А я про себя такого не знаю».
УДАЕТСЯ ЛИ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ С СЕМЬЕЙ
«Я очень стараюсь – вожу кого в школу, кого в детский сад, на спорт, когда у меня есть на это время. Стараюсь, чтобы такое время у меня было».
УДИВЛЯЮТ ЛИ ЕГО ДЕТИ
«Конечно, все дети удивляют. Один раз пришел сына из детского сада забирать. Там стоит охранник, а сын мне говорит: «Папа, ты знаешь, кто это?» – «Знаю, это охранник». Он увидел, что я как-то не воодушевился, и говорит: «Это МОЙ охранник».
УЗНАЮТ ЛИ ЕГО В САДИКЕ
«Это происходит давно, поэтому никаких перешептываний за спиной я не слышу. Заспанным родителям с утра не до меня: ну, Леонидов… Им нужно оторвать от себя свое хнычущее чадо – и всё».
При использовании материалов ИА «ЛЮДИ...» ссылка на www.lydi.ru обязательна.
ИА "ЛЮДИ..." не несет ответственности за достоверность предоставляемой сторонними авторами информации.